Выпуск №6. НЕПОБЕДИМЫЙ «ДЖОН ДИР». ПОЧЕМУ В ПОЛЯХ НИКОГДА НЕ БУДУТ ПАХАТЬ ТОЛЬКО «ХАРЬКОВСКИЕ»

Выпуск №6. НЕПОБЕДИМЫЙ «ДЖОН ДИР». ПОЧЕМУ В ПОЛЯХ НИКОГДА НЕ БУДУТ ПАХАТЬ ТОЛЬКО «ХАРЬКОВСКИЕ»

В стране производство сельскохозяйственной техники сохранилось на крайне низком уровне. Имеет ли смысл возрождать это направление машиностроения?

Пресс-служба Минагрополитики недавно рассказала, что в этом году в Украине собрано больше урожая, чем когда-либо в истории. Всего намолочено более 67 млн т зерна при урожайности 46,5 ц/га (в 2017 г. — 41,8 ц/га).

Однако выращивание больших урожаев требует активного использования сельскохозяйственной техники. Трактора, комбайны, сеялки и сотни других агрегатов, даже названия которых зачастую неизвестны городскому жителю. До распада СССР многое из используемого украинскими аграриями производилось на предприятиях страны, а прочее (в основном комбайны) завозилось из соседних республик. После обретения независимости большинство собственных производств сельхозтехники обанкротились и закрылись.

Возобновившийся через годы рост агропроизводства обеспечивала в основном уже купленная в Европе техника известных западных производителей, в большинстве случаев подержанная (исключение — трактора, тут велика доля новых машин от Минского тракторного завода). Статистика по импорту свидетельствует, что порядка $1 млрд тратится ежегодно на закупку зарубежной сельхозтехники, при этом украинские машиностроительные предприятия и рады бы обеспечить поставки, но для наращивания производства нужны инвестиции.

Новое время, новый спрос
Еще не так давно основными покупателями современной западной сельхозтехники были преимущественно крупные агрохолдинги, которые могли позволить себе нужное оборудование сразу и в требуемом количестве. Но в последние годы растут доходы и у небольших фермеров, и они также запускают процесс технического перевооружения. Отсюда — быстрый рост количества лизинговых договоров в АПК Украины.

По данным ассоциации «Украинское объединение лизингодателей», только за первое полугодие 2018 г. совокупная стоимость заключенных договоров составила около 3 млрд грн, это на 28% выше, чем за аналогичный период предыдущего года. Как говорят эксперты, аграрное направление по темпам развития заметно опережает другие отрасли, уступая лишь транспортной.

В ассоциации констатируют, что лидерами спроса на рынке остаются такие мировые бренды, как John Deere, Claas, Case и New Holland, а также отечественный Харьковский тракторный завод (ХТЗ). Наилучшие показатели по предоставлению лизинговых услуг в 2018 г. демонстрировали украинские компании: «Райффайзен Лизинг Аваль», «УЛФ-Финанс», «Теком-Лизинг», «Ленд-Лиз». При этом высокую активность на рынке проявляют не только частные и специализированные лизинговые компании, но и государственные операторы. Один из них — ОАО «Украгролизинг», которое за полгода передало заказчикам более 200 единиц техники.

Однако украинские потребители предпочитают покупать немецкую, французскую или американскую технику. К более доступной по цене украинской или белорусской особого доверия нет. «Я за полтора десятка лет уже хорошо уяснил для себя: можно купить пять бэушных тракторов John Deere или дешевле — пять новых МТЗ. Но John Deere будут работать хоть круглые сутки, а из пяти белорусских тракторов один всегда будет на ремонте или обслуживании, — рассказал «ДС» глава фермерского хозяйства «Овсянники» Ровенской области Василий Семенюк. — Трактор, который стоит, деньги не зарабатывает. К тому же Belarus потребляет больше и топлива, и масла. Так что выбор очевиден».

Крупные агрохолдинги придерживаются похожей точки зрения: им выгоднее использовать унифицированные линейки техники западных производителей. Это гарантирует производительность, удешевляет обслуживание и ремонт. «Мы у себя в группе компаний Ukrlandfarming используем в общей сложности 330 тракторов John Deere 8-й и 9-й серий. Комбайнов — 182, из них 150 марки John Deere. Тракторов — 600 штук: ХТЗ Т-150 — 100 штук и МТЗ — 500 штук, — рассказал «ДС» директор департамента механизации Ukrlandfarming Владимир Харченко. — Если берем трактор, то при закупке новой единицы мы руководствуемся его сроком эксплуатации до капитального ремонта, а также мощностью (уже под мощность подбирается весь инвентарь). При закупке новых комбайнов также учитываются его производительность и срок эксплуатации до капитального ремонта».

На вопрос о том, готов ли Ukrlandfarming закупать какую-либо украинскую технику, если бы она производилась, Владимир Харченко ответил: «Лично я не производил бы закупки украинской самоходной техники, так как пока еще нет такой, которая бы давала тот же уровень производительности и была бы надежной».


Китайцы хотят, белорусы делают
На самом деле не все «советские» производители свернули производство. Например, старается сохранить какую-то долю рынка ХТЗ — крупнейшее в Украине и странах СНГ предприятие по производству унифицированных гусеничных и колесных тракторов. Еще несколько сотен компаний выпускают менее дорогую специализированную технику: дисковые бороны, сеялки, культиваторы, опрыскиватели, плуги и т. д. Однако объемы производства невелики — от нескольких сотен до нескольких тысяч единиц в год. Развить их в крупный бизнес не получается.

В 2014-2015 гг. в Украине наблюдалось большое падение импорта сельхозтехники, и это позволило поднять голову отечественным производителям. Например, производство почвообрабатывающих машин только в 2016 г. выросло на 30-80% (в зависимости от типа техники). Дополнительным стимулом для производителей стала их выросшая конкурентоспособность в результате девальвации гривни (импортная техника подорожала в разы).

Между тем в Кабмине подсчитали, что для обеспечения растущих объемов производства сельхозпродукции необходимо ежегодное обновление парка сельхозмашин: до 7,5 тыс. зерноуборочных комбайнов, до 35 тыс. тракторов, более 2,5 тыс. посевных комплексов в агрегате с мощными тракторами. В этих условиях правительство вынуждено принимать экстренные меры по налаживанию выпуска современных сельхозмашин.

Хорошая возможность восстановить собственное производство сельхозтехники — использовать иностранные технологии и опыт, а по возможности — и инвестиции. То есть создавать совместные предприятия, на первом этапе — просто сборочные. Сейчас, например, построить совместное производство сельхозтехники для украинского рынка предлагают китайцы. На первом этапе Херсонский машиностроительный завод и китайская YTO Group Corporation планируют создать предприятие по производству тракторов. С 2017 г. ХМЗ — официальный дилер YTO в Украине.

Но пока китайцы только собираются создать производство в Украине, белорусы его успешно развивают. В сентябре этого года украинский дилер Минского тракторного завода — ООО «Укравтозапчасть» — отметил 16-летие со дня открытия сборки тракторов Belarus на собственном производстве в Украине. Всего с сентября 2002 г. было выпущено более 17 тыс. машин.

Первоначально конвейер по выпуску лицензионных белорусских тракторов размещался в Киеве на территории местного завода «Ленинская кузница». Сегодня это производство расположено в Нежине на площадях ЗАО «Нежинсельмаш».