Заявление Олега Бахматюка относительно решения Верховного суда, который признал неправомерными действия НБУ по выведению с рынка банка «Финансовая инициатива»

Заявление Олега Бахматюка относительно решения Верховного суда, который признал неправомерными действия НБУ по выведению с рынка банка «Финансовая инициатива»
17 июня 2020 года Верховный суд вынес окончательное решение, которым подтвердил незаконность решений правления Национального Банка Украины по выводу банка «Финансовая инициатива» с рынка. Суд признал действия НБУ противоправными и отменил постановление правления Национального банка. Мы боролись за справедливость 5 лет. Это решение поставило точку в этой истории.

Эти 5 лет мы постоянно сталкивались с беспрецедентным административным давлением НБУ на компанию, на ее менеджмент, меня лично, как акционера. Мы пережили огромное количество манипуляций, фейков и грязи, вылитой на нас. Решение суда подтвердило мои слова, которые я сказал на второй день после решения НБУ о выводе банка с рынка: это был абсолютно стабильный банк, он имел возможность и дальше успешно работать, обслуживать депозиты и кредиты.

Считаю, что решение тогдашнего руководства НБУ, которое принимало такое неправомерное решение, было преступным. Верхом цинизма было проводить такие действия за счет дисконта государственных облигаций, которые банк имел на балансе. Напомню, основным аргументом НБУ о признании банка «Финансовая инициатива» неплатежеспособным было невыполнение банком обязательств по кредитам рефинансирования НБУ в размере 1 977,8 млн грн, или 13,1% всех обязательств банка, в залоге которого были облигации внутреннего государственного займа. Как установил суд, на момент отнесения к категории неплатежеспособных данные обязательства банка «Финансовая инициатива» были полностью погашены в результате списания НБУ залога ОВГЗ по заниженной цене. Еще в 2017 решениями судов была признана незаконность списания ОВГЗ, и Национальный Банк Украины обязали компенсировать сумму ущерба, нанесенного неправомерными действиями, в размере 618,450 млн. грн. В 2018 году НБУ признал свои незаконные действия и подписал мировые соглашения с Фондом гарантирования вкладов (который на тот момент был распорядителем Банка) и компенсировал 618,450 млн. грн.

Очевидно, что то, что называли «чисткой», было на самом деле экономически необоснованной ампутацией банковской системы, которая превратилась из важного инструмента кредитования экономики в инструмент обслуживания спекулятивных операций. Время даст оценку этим событиям. Несомненно одно: конструктивный диалог всегда лучше войны. Эти 5 лет войны против нас имели последствием огромное негативное влияние на структуры, которые обеспечивают достойной работой десятки тысяч людей. 5 лет мы доказывали свою правоту, которая и так была очевидной для всего рынка: банк мог работать. Активы банка на дату введения временной администрации составляли 15,3 млрд грн. «Финансовая инициатива» входила в 20 крупнейших банков Украины, и не было бы никаких проблем ни с депозитами (депозитный портфель составлял 3,5 млрд грн), ни с обслуживанием рефинансирования. Это были сознательные противозаконные действия со стороны чиновников НБУ, которые только прикрывались лозунгами «очистки банковской системы», а не проводили ее.

Вопрос восстановления справедливости был для меня принципиальным. Конечно, за эти 5 лет банк просто уничтожили. При этом все эти 5 лет руководство НБУ и приближенные к ним «активисты» позволяли себе ложные и манипулятивные заявления в нашу сторону. Правда победила, но какой ценой? Кому была выгодна эта неправомерная и бессмысленная с точки зрения интересов государства война? Этот вопрос оценок. Мы же остановимся на доказанных Верховным судом фактах:
- банк был выведен с рынка неправомерно;
- менеджмент банка действовал в соответствии с нормами действующего законодательства;
- акционеры банка действовали согласно законам Украины и не нарушали их;
- неправомерными действиями НБУ банк был искусственно доведен до банкротства;
- последствиями неправомерных действий НБУ были огромные экономические убытки.

Восстановление справедливости было лично для меня важным. Важным для всего общества, считаю, будет справедливое наказание виновных в этих неправомерных действиях в отношении банка. Мы не остановимся и будем действовать правовыми методами, чтобы не допустить повторения такой несправедливости.