Бахматюк предлагал заплатить долг "VAB Банка", но дело НАБУ этому помешало, – ФГВФЛ

Директор-распорядитель Фонда гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ) Светлана Рекрут в интервью интернет-изданию Mind рассказала о том, как бизнесмен Олег Бахматюк предлагал добровольно выплатить задолженность "VAB Банка", что является наиболее выгодным для государства путем решения этого вопроса, однако Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ), начав криминальное преследование бизнесмена, заморозило этот процесс. Об этом пишут Українські новини.

На вопрос журналиста Mind о том, как ФГВФЗ оценивает ранее выдвинутые предложения Бахматюка о добровольном урегулировании долга, Рекрут ответила: "Тема Бахматюка сейчас очень актуальна. Мы получали предложения от него по реструктуризации долга перед фондом и Нацбанком. Первое – еще два года назад. Без конкретных цифр, просто декларация намерения. Мы в свою очередь приняли решение начать изучать юридические возможности, но на этом все и закончилось".

Однако Рекрут утверждает, что сейчас тема договорных урегулирований задолженностей становится для Фонда гарантирования  вкладов "ключевым, если не единственным, источником средств для выплат кредиторам".

Директор-распорядитель ФГВФЛ гарантирования заявила, что добровольное урегулирование – наиболее выгодный для государства путь урегулирования задолженностей банков: "Если мы говорим об опыте взыскания средств через гражданские или уголовные процессы, то на каждый полученный доллар в среднем тратится 25–30 центов расходов. В целом это довольно дорогостоящий и долгий процесс во всем мире, который может не принести нам быстрого желаемого результата. А по добровольному урегулированию – это всегда дисконт. Процесс мирового урегулирования проходит быстрее и является менее затратным по сравнению с судебным разбирательством, но это дисконт к сумме долга".

Возвращаясь к конкретному кейсу по Бахматюку, Рекрут рассказала, что предложений от Бахматюка поступало несколько. В последнем "он предложил 8 млрд гривен суммарно для фонда и НБУ, из которых 500 млн гривен кладутся на escrow-счет или на депозит для подтверждения серьезности его намерений, а всю сумму он выплачивает в течение 5-7 лет".

После первого предложения исполнительная дирекция фонда приняла решение рассмотреть возможности добровольного урегулирования, а именно: изучить юридические механизмы, разработать юридическую конструкцию, провести консультации, расчеты и т. д. "По второму предложению наших решений не было. Мы его не отвергли, но и не согласились по одной простой причине: чтобы принять или отклонить такого рода предложение необходим реальный анализ в двух направлениях".

Однако после начала процессуальных действий НАБУ ситуация с добровольным возвращением Бахматюком задолженности банка заморозилась: "Не понятно теперь, как идти по сценарию добровольного урегулирования. Есть определенные процессуальные ограничения, поскольку уже есть подозрение. Пока же в Украине, как мне кажется, нет подобной практики, и ее придется нарабатывать, если дойдет до этого дело".

Тем не менее ФГВФЛ готов к реализации идеи договорного урегулирования задолженности "VAB Банка": "Фонд готов к таким шагам. Кроме того, возможность мировых соглашений предусмотрена в законопроекте, который, я надеюсь, в ближайшие месяцы будет одобрен парламентом. Необходимость такой законодательной опции одобрена МВФ и ВБ. Добавлю, что лучшая мировая практика по добровольному урегулированию – в США. И у нас сейчас работает команда советников от FDIC (Федеральная корпорация по страхованию депозитов США), которые как раз являются специалистами по части добровольного урегулирования и реализовали десятки подобных кейсов у себя дома. Они помогают нам подготовить реализацию лучших наработок".

Напомним, что НАБУ открыло дело о якобы нецелевом использовании стабилизационного кредита, предоставленного Национальным банком Украины "VAB Банку" Олега Бахматюка. Нацбанк Украины уже опроверг эти обвинения, доказав, что вся сумма рефинансирования, 1,2 млрд гривен, пошла на выплаты средств 80 тыс. вкладчиков, как и предполагала эта программа.